ХэпиэндофобияПосмотрела «Холодную гору» и из разговора с
essilt родился такой размышлизм. Хороший фильм, страдательный, но наводящий на мысль не столько о смысле жизни и величии Любви, сколько о том, как часто авторы и сценаристы убивают героев без особых причин. В той же «Холодной горе»: ради чего погиб Инман? Какая такая острая необходимость убивать его, ведь это фильм не о дизертирстве, не о борьбе с дизертирством, и даже не о войне Севера и Юга. Это фильм о любви, о том, как мужчина возвращается к своей женщине, потому что ей спасение намного нужнее, чем умирающему в судорогах рабскому Югу. Он возвращается и… гибнет. Зато зрителю трагично.
Жизнь жестока, да, но я, как человек привыкший, что в кино и литературе смерть героя связана с какой-то идеей или моралью, возмущаюсь, когда персонажи гибнут только для того, чтобы выдавить коленом слезу из читателя/зрителя. Но таких примеров масса. И если в исторических фильмах и книгах можно подтянуть какой-то обоснуй, то ситуация «внезапно драма» где-нибудь в фентази особенно доставляет. Неужели оно станет реалистичнее оттого, что в финале кто-то погибнет бессмысленно и беспощадно?
читать дальшеЗа примерами ходить далеко не надо. Вот «Пираты Карибского моря 3». Все и так было мрачно, но авторы, видимо, решили претендовать на эпос, и оттого услали Уилла на 10 лет в турне по загробному миру, хотя по канону легенды о Голландце у него была 100% амнистия от проклятия. А финал в «Ван Хелсинге», где героиню долго роняли с высоты, стукали об стены, а потом она упала на мягкий диван и внезапно отдала богу душу – просто достойна помещения в палату Мер и Весов, как эталон бессмысленной гибели героя.
Впрочем, и более серьезные вещи грешат тем же. Вот, например, Ункас и Кора в «Последнем из Могикан», оставить их вместе автор не желал, так как не видел перспективы межрасовых браков, а развести счел невозможным, потому как что ж это тогда за любовь? Результат известен - два трупа в финале романа. У Вайнеров в «Эре милосердия» так погибла Варя. Вообще, большинство таких нелепых гибелей случается ближе к финалу. Но не обязательно. В советском фильме «Стрелы Робин Гуда» в середине фильма (правда, в финале своей приключенческой истории) погибает леди Анна и её рыцарь, расстелянные из арбалетов на ступенях церкви после венчания. Фильм этот я люблю, но гложет все тот же вопрос: Зачем? Ведь на этом все и заканчивается, ни мести героев за убийство, ни какого-то продолжения в сюжете. Просто этюд «Зверское лицо феодализма» для пробуждения свирепости в зрителе. Но рекордсменом в убивании героев, и да простят меня его поклонники, остается Клайв Стейплз Льюис, угробивший в финале 7-ми томной Нарнии вообще всех героев и саму Нарнию, ради демонстрации детям, что происходит с праведниками и не праведниками. Не знаю как другим, а мне легко представляемая картинка со Сьюзен, рыдающей над 5-ю гробами, не давала проникнуться философией момента.
Все это было давно, и, возможно кто-то скажет, что грешно пенять на серьезные произведения признанных авторов, и выискивать где у них притаился какой-нибудь таракан, но создателям продукта типа «Ван Хельсинга» или «Мерлина» нет моего прощения. Словно бы все заразились вирусом хэпиэндофобии и выучили натвердо: если фильм закончится хорошо, то никто не будет воспринимать его всерьез. И наоборот геройская или не очень смерть – добавит картине жизненности. Но, пардон, о какой жизненность может идти речь, когда в сюжете «жизненно» только это самое финальное «жертвоприношение». Моя ИМХА считает, что произведения созданные для поднятия духа и вселения надежды не должны отнимать её. Иначе за псево-жизненностью теряется весь их смысл. (Как я радовалась финалу "Дома у озера"!) Ведь в жизни бывает все. В том числе и невероятнейшие хэпиэнды в самых серьезнейших ситуациях.