Сказочница и исследователь
Краткие и емкие сведения на случай описаний средневековых замков, обстановки дворцов и прочего.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, X — XIII век
читать дальшеГрубость, церковность, рациональность, основательность, практичность
Поверхности
Потолок. «Циркульные» своды. Арки. Выявленные конструкции балок.
Стены. Гладкая штукатурка с росписями клеевой краской или восковой темперой. Каменная кладка. В богатых домах — драпировки.
Пол. Земляной, дощатый; отделка каменными плитами. Настил из сена и полевых цветов — для утепления и приятного аромата.
Палитра
«Естественные» цвета, свойственные дереву и камню.
Орнаменты
Мотивы. Геометрические фигуры, гротескные образы, фантастические существа, флора и фауна.
Сюжеты. Библейские события, легенды из жизни святых.
Мебель
Материалы. Ель, кедр, дуб.
Формы. Простые, лаконичные, примитивные. У стульев прямые спинки и точеные ножки. Столы очень просты, чаще всего — съемная доска на двух козлах.
Декор. Стулья без обивки, покрытые толстым слоем краски. Позднее добавилась резьба по дереву. Для украшения столов использовались накладки из кованого железа. В «престижных» изделиях — резьба по кости.
Меблировка жилищ очень проста и скудна. Самый распространенный предмет обстановки — сундук. Он заменял собою и стол, и стул, и кровать, и шкаф.
Аксессуары
Каменная и стукковая скульптура.
Впервые — свечи в качестве светильников.
ГОТИКА, XII — XV век
читать дальшеМистицизм, познание, сакральность, свет, динамика, бесконечность
Поверхности
Потолок. «Стрельчатые» своды из камня с разнообразными архитектурными элементами — кронштейнами, «поясками», розетками, «ребрами». Деревянные потолки — с балками и поперечными членениями.
Стены. Светлые краски или белая штукатурка. Фресковые росписи и росписи по трафаретам. Нижняя часть стен — обшивка деревянными панелями. Стены из кирпича. Тканые ковры или расшитые ткани, дополнительно окрашенные или расписанные кистью. Цветные витражи.
Пол. Деревянный дощатый, мощеный каменными плитами или изразцовый. «Египетские коврики» — разноцветные узорчатые циновки из тростника.
Палитра
Желтый, черный, коричневый, разнообразные оттенки зеленого.
Орнаменты
Мотивы. Геральдические щиты, боевое оружие, охотничьи трофеи, животные, птицы и человеческие лица.
Сюжеты. Библейские истории, «рыцарские» сцены, войны, охота, соколиные ристалища. Сцены придворной жизни.
Мебель
Материалы. Дуб.
Формы. Вытянутые, стройные, ажурные. Столы более разнообразных форм: с торцевыми стенками, сильно выступающей столешницей, глубоким выдвижным ящиком. Письменные столы с поднимаемой столешницей (пюпитры). Новый тип складного стула с сиденьем из ряда пересекающихся четырехгранных планок и ножками в форме раскрытых ножниц (курульное кресло). Высокие и широкие кровати на подиуме. Появление круглого и многоугольного стола на одной ножке.
Декор. Рельефная резьба, в составе которой растительные мотивы и мотивы архитектурного характера: стрелы, башенки, фиалы и т. д. Часто на филенках платяных шкафов и ларей — плоский орнамент в виде уложенного складками куска пергамента или полотна, с искусно вырезанными по краям узорами. Украшение металлической оковкой в виде спиральной лозы.
«Ассортимент» предметов обстановки немногочислен, их формы очень однообразны. Типичны: сундук; стол на козлах; скамья, расположенная вдоль стены; стенной посудный шкаф.
Аксессуары
Плотные пологи на кроватях, завесы и драпировки на дверях.
Высокие, стройные, плавно изогнутые скульптурные фигуры. Обычно «опираются» спиной о стену, их можно рассматривать только спереди.
Камин — одна из наиболее важных частей интерьера.
Оконное стекло малых размеров в свинцовых переплетах.
Светильники подвешивают к потолку, освобождая пространство интерьера.
РЕНЕССАНС, XV — середина XVII века
читать дальшеГуманизм, гармония, пропорциональность, сдержанность, иллюзионизм
Поверхности
Потолок. Дерево (часто с тонкой резьбой, позолотой, росписями «под античность») или штукатурка.
Стены. Гладкая штукатурка. Цокольную зону часто отделывали «под мрамор» или украшали деревянными инкрустациями, а верхнюю — фресковыми росписями и скульптурами-«обманками» под бронзу. Турецкие ковры.
Пол. Глазурованные майоликовые изразцы, мраморная или терракотовая узорчатая плитка, обычно настланная кругами или елочкой.
Палитра
«Сверкающие» краски: насыщенный малиновый, зеленый и желтый.
Орнаменты
Мотивы. Гербы, девизы, листья растений, грифоны, вазы. Рог изобилия, ленты, гирлянды, звериные головы.
Сюжеты росписей. Охота, времена года, возрасты человека, астрология, астрономия. Мифологические сюжеты, античные герои.
Мебель
Материалы. Дуб, орех.
Формы. Тяжелые, прямоугольные. Стулья и кресла с высокими прямыми спинками. Ножки мебели часто выпуклой формы. Витые ножки и колонны.
Декор. Мотивы, перекликающиеся с отделкой интерьера. Тонкая обильная резьба. Интарсия (инкрустация из дерева разных пород и оттенков) в украшении крупных предметов мебели.
«Пустой», как и в предшествующих стилях, интерьер. Мебели почти нет даже в самых богатых домах.
Аксессуары
Керамика, картины, скульптуры.
Расписные или позолоченные кожаные занавеси.
Шерстяные или хлопковые покрывала.
БАРОККО, XVII век
читать дальшеФормализм, парадность, массивность, импозантность, роскошь
Поверхности
Стены. Бумажные обои, наклеенные отдельными «картами»; краска интенсивных цветов или деревянные панели (часто в сочетании с цокольным «поясом» из разноцветного мрамора). Тонкий, богатый декор: резьба по дереву, обильная лепнина или роспись масляными красками.
Настенные драпировки: гобелены, в том числе «бергамские ковры»; бархат; рыжевато-коричневая саржа; тисненая телячья кожа с восточными узорами или геометрическим орнаментом.
Пол. Мраморный, простой деревянный или паркетный (преимущественно из дуба и ромбовидный по форме).
Палитра
Насыщенные коричневый,
лиловый, бутылочно-зеленый, алый, вишневый, синий.
Орнаменты
Крупный четкий узор: ветви деревьев, фрукты, цветы, виноградная лоза, лист дуба, геральдика. Животные, особенно обезьяны и другие экзотические существа.
Мебель
Материалы. Орех, красное дерево.
Формы. Массивные, симметричные предметы. Витые ножки и подлокотники, ножки-серпантин, ножки в форме опрокинутой чаши (так наз. «кабриоль») или в виде передних лап животных. Характерны рюмкообразные «башмачки». Сложная криволинейная поверхность корпусной мебели.
Декор. Обильная резьба, позолота, лаковое покрытие в «восточном стиле», инкрустации разными породами дерева с серебряными накладками. Украшение панелями из цветного мрамора и фарфоровыми шляпками гвоздей. Обивка бархатом или гобеленом. Декор в стиле «Булля»: маркетри из черепашьих панцирей, слоновой кости, перламутра и металла (меди, бронзы, серебра, латуни).
В моде высокие комоды, круглые чайные столы, различные столики для игр, этажерки, «крылатые» кресла, «китайские» шкафчики. Предметы для сидения в целом более комфортны: появляются кресла с удобной наклоненной спинкой.
Аксессуары
Картины, венецианские зеркала.
Аксессуары из мрамора, слоновой кости и фарфора, хрустальные канделябры.
Пестрые легкие занавеси из шелка.
РОКОКО, 1730 — 1760-е годы
читать дальшеАсимметрия, декоративность, женственность, изящество, комфорт
Поверхности
Потолок. Сложной формы с переходом в плоскость стен. Украшен тонким орнаментом. Например, лепниной по краям и в центре.
Стены. Часто криволинейные в плане. Штукатурка или панели до потолка, в том числе крашеные и расписные. Реже – дерево с резным «паутинным» орнаментом. Бумажные, шелковые, бархатные обои, хлопчатобумажные обои с набивным рисунком в «картушах».
Пол. Темный деревянный (простой или паркетный), реже – мраморный (черно-белые узоры из квадратов или ромбов). Восточные ковры.
Палитра
Пастельная палитра, часто в сочетании с золотым компонентом.
Белый (или слоновая кость), серовато-голубой, фиолетово-синий, зеленый, розовый «помпадур».
В Англии — более тусклая и приглушенная гамма в «цветах камня».
Орнаменты
Мотивы. Рокайль (раковина), S- и С-образные завитки. Растения, цветы, фигурные медальоны, гирлянды, волны. А также — распростертые крылья летучей мыши, купидоны, сердце, голуби и музыкальные инструменты. Турецкие, индийские, персидские и китайские мотивы (шинуазери): драконы, экзотические птицы и фигуры китайцев.
Сюжеты. Элементы стихии, времена года, любовь богов, охота, пасторальные сцены и «сэнжри» (забавные сценки с обезьянами). Сцены эротического характера.
Мебель
Материалы. Орех, палисандр, красное дерево.
Формы. Те же, что и у барочной мебели, но в более изящном исполнении. Скругленные углы, изогнутые ножки, «кабриоль». Сиденья, расширенные спереди. Выпуклые дверцы корпусной мебели (так наз. «серпантинный фасад»).
Декор. Резьба, маркетри, позолота, краска. Имитация китайского лака — для придания поверхности «фарфорового» блеска (часто глубокого зеленого цвета). В качестве украшений также используют фарфоровые диски или зеркальные панели. Обивка тонкими тканями (например, шелком), рисунком и цветом соответствующая оформлению стен и окон. Столешницы консольных столиков часто отделаны мрамором.
Большое разнообразие небольших по размерам предметов, особенно столиков. В корпусной мебели – множество потайных ящиков. В моде высокие комоды, туалетные столики на низких ножках и кровати в польском стиле (с куполообразными балдахинами). Появление диванов, широких кресел – в ответ на пышные дамские наряды.
В Америке в домашний обиход входят стулья с плетеными сиденьями и спинкой.
Аксессуары
Бронза в оправах зеркал и в декоративных изделиях.
Обилие зеркал и увеличение их габаритов.
Зеркала, встроенные в верхнюю часть дверей, большие надкаминные зеркала. Появление «трюмо» — зеркала, размещенного между окнами.
Излюбленный прием: два больших зеркала друг напротив друга – создание иллюзии бесконечного пространства.
«Garniture de chemin“ee» — гарнитур на камине, включающий большие часы в центре и фарфоровые вазы по бокам.
Разного рода «богатели» (с фр. — безделушки). Особенно часто в виде фарфоровых статуэток.
Ткани. Ситец пастельных голубых или зеленых оттенков с мотивами китайских лаковых шкатулок. Синий, зеленый, золотистый шелк и бархат, набивной индийский ситец. Обилие бахромы и кисточек.
НЕОКЛАССИЦИЗМ (в России стиль известен как КЛАССИЦИЗМ), конец XVIII — середина XIX века
читать дальшеАнтичность, строгость, простота, формализм, симметрия
Поверхности
Потолок. Гипсовый
Стены. Гладкая штукатурка с росписями в «античном духе».
Бумажные или тканевые обои, в том числе обои, имитирующие каменную кладку, и обои с орнаментом в вертикальную полоску. Облицовка пестрым разноцветным мрамором или покраска «под мрамор». Большие деревянные крашеные панели с классическими рельефами. Украшены лепными фестонами, гирляндами, медальонами, маленькими колоннами и миниатюрными пилястрами. Часто — ниши в стенах.
В Англии популярен «стиль Адама»: плоские поверхности, «затянутые» единообразным орнаментом.
Пол. Простой дощатый или паркет. Мрамор.
Палитра
Для парадных интерьеров характерны мягкие, бледные тона. Белый, серый, бледно-голубой, голубовато-серый,
гороховый, молочно-желтый,
смягченные оттенки розового и лилового.
В отделке камерных интерьеров (кабинеты, спальни) предпочтение отдают сильным, насыщенным цветам. Темно-зеленый, ржаво-красный, лилово-синий, ярко-желтый.
Орнаменты
Мотивы. Классические античные орнаменты (листья аканта и лавра, фестоны, медальоны, лиры, урны, гирлянды, вазы, венки и меандр). Тонкий
геометрический орнамент.
Полоска или полоска в сочетании с указанными узорами, клетка. Мифологические фигуры.
Сюжеты. Заимствованные из древнегреческой и древнеримской культур.
Мебель
Материалы. Атласное дерево, палисандр, красное дерево
Формы. Точные пропорции. Прямые клиновидные ножки. Стулья с лирообразными спинками.
Декор. Контрастный шпон, инкрустация, позолота.
Предметы, выкрашенные в тон слоновой кости, или мягкого серого цвета. У маленьких столов и комодов часто мраморная столешница, а письменные столы — обиты кожей.
Аксессуары
Скульптуры и вазы на колоннообразных постаментах.
Ламбрекены с кисточками, шторы, собранные в складку, — намек на римские портики.
Ткани в красно-белую клетку с бледным растительным орнаментом на подкладке.
Льняные и хлопковые ткани с пасторальными мотивами, так называемые toile de jouy.
АМПИР, 1800 — 1820 годы
читать дальшеПомпезность, величественность, пышность, красочность
Поверхности
Стены. Оформление аналогично неоклассицизму, но с более обильным декором.
Пол. «Естественный» камень, плитка.
Палитра
Золотой, лимонно-желтый, темно-зеленый, изумрудно-зеленый, яркие красные и синие оттенки.
Сочетания. Серовато-голубой и фиолетовый, кремовый и абрикосовый.
Орнаменты
Мотивы. Зооморфные греко-римские и египетские мотивы, военная атрибутика. Орел, лев, сфинкс, пчела, венок, факел, военные атрибуты. «N» — инициал Наполеона, — часто в обрамлении венка.
Мебель
Материал. Красное дерево.
Форма. Полированные ровные поверхности, чуть изогнутые формы кресел и диванов.
Декор. Ножки в виде грифонов и львиных лап. Те же мотивы, наряду с крылатыми львами, рогами и сфинксами, — в декоре разных предметов мебели. Обивка тканями в полоску. Аппликации или оправы из позолоченной бронзы. Мраморные столешницы и каминные полки.
Аксессуары
Фарфоровые вазы, урны, мраморные и бронзовые часы. Бюсты и статуи на пьедесталах или в нишах.
Автор: Татьяна Фазано
Использованные издания:
Introduction to Interior Design. New York, 1980.
Джудит Миллер. Интерьер. Цвет и стиль. М, 2001.
Чарльз Мак-Коркодейл. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М, 1990.
http://www.sovinterior.ru/stat1.php?n=72&t=24
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, X — XIII век
читать дальшеГрубость, церковность, рациональность, основательность, практичность
Поверхности
Потолок. «Циркульные» своды. Арки. Выявленные конструкции балок.
Стены. Гладкая штукатурка с росписями клеевой краской или восковой темперой. Каменная кладка. В богатых домах — драпировки.
Пол. Земляной, дощатый; отделка каменными плитами. Настил из сена и полевых цветов — для утепления и приятного аромата.
Палитра
«Естественные» цвета, свойственные дереву и камню.
Орнаменты
Мотивы. Геометрические фигуры, гротескные образы, фантастические существа, флора и фауна.
Сюжеты. Библейские события, легенды из жизни святых.
Мебель
Материалы. Ель, кедр, дуб.
Формы. Простые, лаконичные, примитивные. У стульев прямые спинки и точеные ножки. Столы очень просты, чаще всего — съемная доска на двух козлах.
Декор. Стулья без обивки, покрытые толстым слоем краски. Позднее добавилась резьба по дереву. Для украшения столов использовались накладки из кованого железа. В «престижных» изделиях — резьба по кости.
Меблировка жилищ очень проста и скудна. Самый распространенный предмет обстановки — сундук. Он заменял собою и стол, и стул, и кровать, и шкаф.
Аксессуары
Каменная и стукковая скульптура.
Впервые — свечи в качестве светильников.
ГОТИКА, XII — XV век
читать дальшеМистицизм, познание, сакральность, свет, динамика, бесконечность
Поверхности
Потолок. «Стрельчатые» своды из камня с разнообразными архитектурными элементами — кронштейнами, «поясками», розетками, «ребрами». Деревянные потолки — с балками и поперечными членениями.
Стены. Светлые краски или белая штукатурка. Фресковые росписи и росписи по трафаретам. Нижняя часть стен — обшивка деревянными панелями. Стены из кирпича. Тканые ковры или расшитые ткани, дополнительно окрашенные или расписанные кистью. Цветные витражи.
Пол. Деревянный дощатый, мощеный каменными плитами или изразцовый. «Египетские коврики» — разноцветные узорчатые циновки из тростника.
Палитра
Желтый, черный, коричневый, разнообразные оттенки зеленого.
Орнаменты
Мотивы. Геральдические щиты, боевое оружие, охотничьи трофеи, животные, птицы и человеческие лица.
Сюжеты. Библейские истории, «рыцарские» сцены, войны, охота, соколиные ристалища. Сцены придворной жизни.
Мебель
Материалы. Дуб.
Формы. Вытянутые, стройные, ажурные. Столы более разнообразных форм: с торцевыми стенками, сильно выступающей столешницей, глубоким выдвижным ящиком. Письменные столы с поднимаемой столешницей (пюпитры). Новый тип складного стула с сиденьем из ряда пересекающихся четырехгранных планок и ножками в форме раскрытых ножниц (курульное кресло). Высокие и широкие кровати на подиуме. Появление круглого и многоугольного стола на одной ножке.
Декор. Рельефная резьба, в составе которой растительные мотивы и мотивы архитектурного характера: стрелы, башенки, фиалы и т. д. Часто на филенках платяных шкафов и ларей — плоский орнамент в виде уложенного складками куска пергамента или полотна, с искусно вырезанными по краям узорами. Украшение металлической оковкой в виде спиральной лозы.
«Ассортимент» предметов обстановки немногочислен, их формы очень однообразны. Типичны: сундук; стол на козлах; скамья, расположенная вдоль стены; стенной посудный шкаф.
Аксессуары
Плотные пологи на кроватях, завесы и драпировки на дверях.
Высокие, стройные, плавно изогнутые скульптурные фигуры. Обычно «опираются» спиной о стену, их можно рассматривать только спереди.
Камин — одна из наиболее важных частей интерьера.
Оконное стекло малых размеров в свинцовых переплетах.
Светильники подвешивают к потолку, освобождая пространство интерьера.
РЕНЕССАНС, XV — середина XVII века
читать дальшеГуманизм, гармония, пропорциональность, сдержанность, иллюзионизм
Поверхности
Потолок. Дерево (часто с тонкой резьбой, позолотой, росписями «под античность») или штукатурка.
Стены. Гладкая штукатурка. Цокольную зону часто отделывали «под мрамор» или украшали деревянными инкрустациями, а верхнюю — фресковыми росписями и скульптурами-«обманками» под бронзу. Турецкие ковры.
Пол. Глазурованные майоликовые изразцы, мраморная или терракотовая узорчатая плитка, обычно настланная кругами или елочкой.
Палитра
«Сверкающие» краски: насыщенный малиновый, зеленый и желтый.
Орнаменты
Мотивы. Гербы, девизы, листья растений, грифоны, вазы. Рог изобилия, ленты, гирлянды, звериные головы.
Сюжеты росписей. Охота, времена года, возрасты человека, астрология, астрономия. Мифологические сюжеты, античные герои.
Мебель
Материалы. Дуб, орех.
Формы. Тяжелые, прямоугольные. Стулья и кресла с высокими прямыми спинками. Ножки мебели часто выпуклой формы. Витые ножки и колонны.
Декор. Мотивы, перекликающиеся с отделкой интерьера. Тонкая обильная резьба. Интарсия (инкрустация из дерева разных пород и оттенков) в украшении крупных предметов мебели.
«Пустой», как и в предшествующих стилях, интерьер. Мебели почти нет даже в самых богатых домах.
Аксессуары
Керамика, картины, скульптуры.
Расписные или позолоченные кожаные занавеси.
Шерстяные или хлопковые покрывала.
БАРОККО, XVII век
читать дальшеФормализм, парадность, массивность, импозантность, роскошь
Поверхности
Стены. Бумажные обои, наклеенные отдельными «картами»; краска интенсивных цветов или деревянные панели (часто в сочетании с цокольным «поясом» из разноцветного мрамора). Тонкий, богатый декор: резьба по дереву, обильная лепнина или роспись масляными красками.
Настенные драпировки: гобелены, в том числе «бергамские ковры»; бархат; рыжевато-коричневая саржа; тисненая телячья кожа с восточными узорами или геометрическим орнаментом.
Пол. Мраморный, простой деревянный или паркетный (преимущественно из дуба и ромбовидный по форме).
Палитра
Насыщенные коричневый,
лиловый, бутылочно-зеленый, алый, вишневый, синий.
Орнаменты
Крупный четкий узор: ветви деревьев, фрукты, цветы, виноградная лоза, лист дуба, геральдика. Животные, особенно обезьяны и другие экзотические существа.
Мебель
Материалы. Орех, красное дерево.
Формы. Массивные, симметричные предметы. Витые ножки и подлокотники, ножки-серпантин, ножки в форме опрокинутой чаши (так наз. «кабриоль») или в виде передних лап животных. Характерны рюмкообразные «башмачки». Сложная криволинейная поверхность корпусной мебели.
Декор. Обильная резьба, позолота, лаковое покрытие в «восточном стиле», инкрустации разными породами дерева с серебряными накладками. Украшение панелями из цветного мрамора и фарфоровыми шляпками гвоздей. Обивка бархатом или гобеленом. Декор в стиле «Булля»: маркетри из черепашьих панцирей, слоновой кости, перламутра и металла (меди, бронзы, серебра, латуни).
В моде высокие комоды, круглые чайные столы, различные столики для игр, этажерки, «крылатые» кресла, «китайские» шкафчики. Предметы для сидения в целом более комфортны: появляются кресла с удобной наклоненной спинкой.
Аксессуары
Картины, венецианские зеркала.
Аксессуары из мрамора, слоновой кости и фарфора, хрустальные канделябры.
Пестрые легкие занавеси из шелка.
РОКОКО, 1730 — 1760-е годы
читать дальшеАсимметрия, декоративность, женственность, изящество, комфорт
Поверхности
Потолок. Сложной формы с переходом в плоскость стен. Украшен тонким орнаментом. Например, лепниной по краям и в центре.
Стены. Часто криволинейные в плане. Штукатурка или панели до потолка, в том числе крашеные и расписные. Реже – дерево с резным «паутинным» орнаментом. Бумажные, шелковые, бархатные обои, хлопчатобумажные обои с набивным рисунком в «картушах».
Пол. Темный деревянный (простой или паркетный), реже – мраморный (черно-белые узоры из квадратов или ромбов). Восточные ковры.
Палитра
Пастельная палитра, часто в сочетании с золотым компонентом.
Белый (или слоновая кость), серовато-голубой, фиолетово-синий, зеленый, розовый «помпадур».
В Англии — более тусклая и приглушенная гамма в «цветах камня».
Орнаменты
Мотивы. Рокайль (раковина), S- и С-образные завитки. Растения, цветы, фигурные медальоны, гирлянды, волны. А также — распростертые крылья летучей мыши, купидоны, сердце, голуби и музыкальные инструменты. Турецкие, индийские, персидские и китайские мотивы (шинуазери): драконы, экзотические птицы и фигуры китайцев.
Сюжеты. Элементы стихии, времена года, любовь богов, охота, пасторальные сцены и «сэнжри» (забавные сценки с обезьянами). Сцены эротического характера.
Мебель
Материалы. Орех, палисандр, красное дерево.
Формы. Те же, что и у барочной мебели, но в более изящном исполнении. Скругленные углы, изогнутые ножки, «кабриоль». Сиденья, расширенные спереди. Выпуклые дверцы корпусной мебели (так наз. «серпантинный фасад»).
Декор. Резьба, маркетри, позолота, краска. Имитация китайского лака — для придания поверхности «фарфорового» блеска (часто глубокого зеленого цвета). В качестве украшений также используют фарфоровые диски или зеркальные панели. Обивка тонкими тканями (например, шелком), рисунком и цветом соответствующая оформлению стен и окон. Столешницы консольных столиков часто отделаны мрамором.
Большое разнообразие небольших по размерам предметов, особенно столиков. В корпусной мебели – множество потайных ящиков. В моде высокие комоды, туалетные столики на низких ножках и кровати в польском стиле (с куполообразными балдахинами). Появление диванов, широких кресел – в ответ на пышные дамские наряды.
В Америке в домашний обиход входят стулья с плетеными сиденьями и спинкой.
Аксессуары
Бронза в оправах зеркал и в декоративных изделиях.
Обилие зеркал и увеличение их габаритов.
Зеркала, встроенные в верхнюю часть дверей, большие надкаминные зеркала. Появление «трюмо» — зеркала, размещенного между окнами.
Излюбленный прием: два больших зеркала друг напротив друга – создание иллюзии бесконечного пространства.
«Garniture de chemin“ee» — гарнитур на камине, включающий большие часы в центре и фарфоровые вазы по бокам.
Разного рода «богатели» (с фр. — безделушки). Особенно часто в виде фарфоровых статуэток.
Ткани. Ситец пастельных голубых или зеленых оттенков с мотивами китайских лаковых шкатулок. Синий, зеленый, золотистый шелк и бархат, набивной индийский ситец. Обилие бахромы и кисточек.
НЕОКЛАССИЦИЗМ (в России стиль известен как КЛАССИЦИЗМ), конец XVIII — середина XIX века
читать дальшеАнтичность, строгость, простота, формализм, симметрия
Поверхности
Потолок. Гипсовый
Стены. Гладкая штукатурка с росписями в «античном духе».
Бумажные или тканевые обои, в том числе обои, имитирующие каменную кладку, и обои с орнаментом в вертикальную полоску. Облицовка пестрым разноцветным мрамором или покраска «под мрамор». Большие деревянные крашеные панели с классическими рельефами. Украшены лепными фестонами, гирляндами, медальонами, маленькими колоннами и миниатюрными пилястрами. Часто — ниши в стенах.
В Англии популярен «стиль Адама»: плоские поверхности, «затянутые» единообразным орнаментом.
Пол. Простой дощатый или паркет. Мрамор.
Палитра
Для парадных интерьеров характерны мягкие, бледные тона. Белый, серый, бледно-голубой, голубовато-серый,
гороховый, молочно-желтый,
смягченные оттенки розового и лилового.
В отделке камерных интерьеров (кабинеты, спальни) предпочтение отдают сильным, насыщенным цветам. Темно-зеленый, ржаво-красный, лилово-синий, ярко-желтый.
Орнаменты
Мотивы. Классические античные орнаменты (листья аканта и лавра, фестоны, медальоны, лиры, урны, гирлянды, вазы, венки и меандр). Тонкий
геометрический орнамент.
Полоска или полоска в сочетании с указанными узорами, клетка. Мифологические фигуры.
Сюжеты. Заимствованные из древнегреческой и древнеримской культур.
Мебель
Материалы. Атласное дерево, палисандр, красное дерево
Формы. Точные пропорции. Прямые клиновидные ножки. Стулья с лирообразными спинками.
Декор. Контрастный шпон, инкрустация, позолота.
Предметы, выкрашенные в тон слоновой кости, или мягкого серого цвета. У маленьких столов и комодов часто мраморная столешница, а письменные столы — обиты кожей.
Аксессуары
Скульптуры и вазы на колоннообразных постаментах.
Ламбрекены с кисточками, шторы, собранные в складку, — намек на римские портики.
Ткани в красно-белую клетку с бледным растительным орнаментом на подкладке.
Льняные и хлопковые ткани с пасторальными мотивами, так называемые toile de jouy.
АМПИР, 1800 — 1820 годы
читать дальшеПомпезность, величественность, пышность, красочность
Поверхности
Стены. Оформление аналогично неоклассицизму, но с более обильным декором.
Пол. «Естественный» камень, плитка.
Палитра
Золотой, лимонно-желтый, темно-зеленый, изумрудно-зеленый, яркие красные и синие оттенки.
Сочетания. Серовато-голубой и фиолетовый, кремовый и абрикосовый.
Орнаменты
Мотивы. Зооморфные греко-римские и египетские мотивы, военная атрибутика. Орел, лев, сфинкс, пчела, венок, факел, военные атрибуты. «N» — инициал Наполеона, — часто в обрамлении венка.
Мебель
Материал. Красное дерево.
Форма. Полированные ровные поверхности, чуть изогнутые формы кресел и диванов.
Декор. Ножки в виде грифонов и львиных лап. Те же мотивы, наряду с крылатыми львами, рогами и сфинксами, — в декоре разных предметов мебели. Обивка тканями в полоску. Аппликации или оправы из позолоченной бронзы. Мраморные столешницы и каминные полки.
Аксессуары
Фарфоровые вазы, урны, мраморные и бронзовые часы. Бюсты и статуи на пьедесталах или в нишах.
Автор: Татьяна Фазано
Использованные издания:
Introduction to Interior Design. New York, 1980.
Джудит Миллер. Интерьер. Цвет и стиль. М, 2001.
Чарльз Мак-Коркодейл. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М, 1990.
http://www.sovinterior.ru/stat1.php?n=72&t=24
@темы: Матчасть