Для начала хочу категорически опровергнуть версию, что самарская легенда про стояние Зои порождена вымыслом режиссера Прошкина и его фильмом “Чудо”. Я помню эту легенду с детства, а я уж буду постарше “Чуда”, так что легенда действительно имеет место быть. Более того в подтверждение сохранилось некоторое количество документов и уже набралось с несколько журналистских расследований, подтверждающих, что инцидент действительно имел место, но обо всем по порядку. В моей памяти эта история звучала так - давным давно одна девица ждала на праздник кавалера по имени Николай, но кавалер всё не шел, парочки уже танцевали, и девица с досады не придумала ничего умнее, как ради смеха вытащить с полки икону Николая Чудотворца и, со словами: “А у меня есть свой Николай!”, начать кружить по комнате. Внезапно девца застыла на месте. Никто не мог сдвинуть её или даже выпилить вместе с половицами, медики обломали иглы, пытаясь колоть лекарства. Дом оцепила милиция, и якобы один из милиционеров, видавший окаменевшую девицу поседел. Что стало после, легенда не уточняла, но убеждала, что многие помнят этот случай, и вообще у него было много свидетелей, но конечно в ТЕ времена власти умолчали.
Однако, если у события были свидетели, то значит должно существовать и документальное подтверждение. В сети есть несколько статей посвященных как расследованию этой легенды, так и её причесанных, христианизированных пересказов, всё как один в период 2007-2009, то есть как раз перед выходом фильма Прошкина. Нет, нет я ни на что не намекаю )) Но не будем о бренном и тлене. Легенда-то существует, как и документы, свидетельствующие по ней.
Известно, что чем больше пересказов, тем сильнее история обрастает прямо таки документальными подробностями. В деталях девицу уже зовут Зоя Карнаухова, она оказывается работницей трубного завода, всё случилось в ночь с 31 декабря 1955 на 1 января 1956 при праздновании Нового года по адресу улица Чкаловская 84. Упоминается так же гражданка Клавдия Болонкина “набожная женщина” в пересказах и торговка пивом и квасом по факту. На её квартире и застыла Зоя. Почему именно этот адрес, почему такой завод и именно такие имена? Для городской легенды, пусть и полувековой давности, оказывается слишком много подробностей, которые можно всё же проверить. Начнем с самого легкого.
На самом деле Чкаловская - просторечное название улицы Чкалова в старом городе. Бывшая Оренбуржская, переименованная в 1939 в Чкалова после гибели легендарного летчика-аса. Там реально существует 84-й дом (и на него можно взглянуть через панорамы Яндекса) - двухэтажный деревянный рыдван, хорошо подходящий под описание многоквартирной коммуналки из расследований. У него есть ворота, и внутренний двор. Однако ни одна из фотографий “дома 84”, что используются в статьях про “стояние Зои” не похожи на реальный дом по этому адресу. Хитрость в том, что домов 84 было несколько, сейчас есть многоэтажка 84а, а тот, который “легендарный”, находился во дворе №84, и его нужно было бы нумеровать 84б. Но теперь это уже не важно. 12 мая 2014 года, дом сгорел дотла. Пожары часто уносят старые дома в центре, оставшиеся без жильцов. Центр - престижный район.
Трубный завод
Зоя названа работницей трубного завода. В Самаре действительно был и есть трубный завод. А если быть точной “Самарский трубочный завод” построенный еще в 1911 году, который в дальнейшем стал более известен как Завод им. Масленникова. Причем в годы своей первомировой юности будущий ЗиМ выпускал не часы и не трубы, а трубки - части для скорострельных орудий. Впрочем трубы он не выпускал никогда, и стал ЗиМом уже в 1923 году. Могли ли работники завода по старой памяти называть его трубным заводом? Возможно. Называют же у нас Оврагом Подпольщиков остановку, которая на самом деле Постников Овраг. И еще один интересный факт. Вообще от трубного завода ака ЗиМ довольно далеко до Чкалова. Но от ЗиМ идет трамвайный путь. Всего 4 остановки в пути, пару минут пешком и через полчаса вы попадаете прямиком на Чкалова 84 (Яндекс подтверждаэ). 4-й и 5-й маршруты трамвая в 1956 точно существовали..
Кажется странным, что во многих статьях журналисты известных изданий не приложили фото ни из внутренних помещений (куда, они заходили), ни хотя бы двора или огорода, ни фотографий тех, кто давал интервью. Про сканы газеты, откуда почерпнут фельетон про конфуз, тоже ничего. Лишь в программе “Темное дело” вышедшей в 2011 году на НТВ было показано, что газета с фельетоном “Волжская коммуна” от 24 января 1956 года действительно существует. Это как минимум документально подтверждает факт взбудораженных настроений в городе, которые пришлось утихомиривать. Хочу так же сказать, что “Волжская коммуна” существует по сей день и у неё обширный архив (говорю как человек, с ней работавший). Так что не думаю, что найти статью с вполне определенным названием в подшивках за январь 1956 года, было бы так трудно, даже с учетом, что газета ежедневная.
"Волжская коммуна" от 24 января 1956 г. Кадр из фильма "Каменная Зоя: миф или правда?"
Та же “Волжская коммуна” к 55-тилетию событий на Чкалова опубликовала материал, где приводятся выписки из документов о реакции на события обкома КПСС и рассказ соседей, живших на квартире в доме 84. Из них выходит, что слух об окаменевшей девушке распространился от женщины-паломницы, увидевшей через окно танцы с иконой и возмутившейся этому факту. Дальше пошло по нарастающей. Слух распространялся, обрастая подробностями - любопытные начали прибывать, жильцы сначала показывали комнату, потом вызвали милицию, поставили оцепление, но это лишь подогрело интерес. Тогда милицию заменили на конную в итоге толпа разрослась еще больше, а потом все закончилось. По свидетельству соседа, люди разошлись сами собой. Где-то в день выхода той самой “Волжской коммуны” 24 января.
Фельетон "Дикий случай". Кадр из фильма "Каменная Зоя: миф или правда?"
Монахиня
Кстати о монахине. Представьте - ночь, 31-1 января 1956 года, глухая улица, мимо дома 84, по двору(!) идет монахиня. Звучит как сюр, не правда ли? Но перейдем к фактам. В Самаре есть Иверский женский монастырь, однако в 1956 году он был уж 31 год как закрыт советской властью и отдан ГРЭС и Жигулевскому пивоваренному заводу. Противники и сторонники легенды приводят сведение, что дом на Чкалова принадлежал священнику расстриге, оставившему церковь во времена гонений. От него новой владелице Болонкиной якобы и осталась та самая икона которую взяла в руки Зоя. К нему же и приходили паломники, которые еще не знали, что прежний хозяин съехал.
128 дней и Пасха
Сторонники рассказывающие о чуде, утверждают, что каменная Зоя простояла 128 дней и пришла в себя на Пасху - 6 мая. Пасха в 1956 действительно была 6 мая, но 128 - 31 - 29 - 31 - 30 = 7 мая. 1956 был високосным. Впрочем, если сместить начало происшествия на 31 декабря, то можно уложиться.
Ну и наконец, об имени. Имя Зоя появилась в поздних пересказах, а фамилия в еще более поздних. Сведений в ЗАГСах о Зое Карнауховой нет ни среди свидетельств о рождении, ни среди свидетельств о смерти. Найти сведения о работнице ЗиМ Карнауховой так же нельзя, завод разорился и картотек не осталось. Точно так же могло сгинуть предполагаемое секретное дело Зои в страшном пожаре Самарского ГУВД, ну и как было сказано выше в 2014 сгорел и сам дом. Так что свидетельств все меньше, но осталась скульптура Николая Чудотворца, поставленная в честь его явления, там, где он простил Зою, лично забрав у неё из рук свой образ.
Скульптура Николая Чудотворца на улице Чкалова, возле дома 84. Крыша, виднеющаяся над синими воротам может быть крышей того самого дома. Автор фото: avr_mag
Что бы ни случилось бесспорно что, это взбудоражило людей настолько, что они стали валом приходить в церковь, креститься, чему есть документальные свидетельства, приведенные и в расследовании НТВ. И это после стольких лет неверия, пропаганды и прочее и прочее. Это ли не чудо.
Скульптура на улице Чкалова, возле дома 84. Автор фото: avr_mag
Castles and Dreams, Немного непонятно, правда это или нет? До конца не известно. Можно трактовать и так и так. Массовые собрания у дома Чкалова в 1956 - есть факт, как и реакция на него обкома, газеты, агитаторов и населения, обращавшегося к вере, если судить по тем же отчетам председателей колхозов и т.д. О том, что происходило внутри дома, пока у его ворот толпились люди, есть показания только одного соседа и они приведены по ссылке на "Волжскую коммуну", что я давала. Но показания соседа тоже пересказ, начинающийся с того момента, как стали приходить первые люди, и он подтверждает, что вечеринка была. Люди после сталинского времени привыкли молчать и часто молчали так качественно, что и после перестройки вообще не вспоминали это время. Интересно, что нет показаний самой хозяйки квартиры, её сына и гостей, а ведь случись что, это произошло бы у них на глазах и их бы допросили в первую очередь. Установить кто был в доме вряд ли бы составило труд, если учитывать уголовное прошлое одного из участников. Возможно всё сложилось - танцы с иконой, кататонический синдром, кто-то разнес в преувеличенном виде слух по городу, дальше сама милиция подлила масла в огонь патрулями и понеслось.
До конца не известно. Можно трактовать и так и так.
Массовые собрания у дома Чкалова в 1956 - есть факт, как и реакция на него обкома, газеты, агитаторов и населения, обращавшегося к вере, если судить по тем же отчетам председателей колхозов и т.д. О том, что происходило внутри дома, пока у его ворот толпились люди, есть показания только одного соседа и они приведены по ссылке на "Волжскую коммуну", что я давала. Но показания соседа тоже пересказ, начинающийся с того момента, как стали приходить первые люди, и он подтверждает, что вечеринка была. Люди после сталинского времени привыкли молчать и часто молчали так качественно, что и после перестройки вообще не вспоминали это время. Интересно, что нет показаний самой хозяйки квартиры, её сына и гостей, а ведь случись что, это произошло бы у них на глазах и их бы допросили в первую очередь. Установить кто был в доме вряд ли бы составило труд, если учитывать уголовное прошлое одного из участников. Возможно всё сложилось - танцы с иконой, кататонический синдром, кто-то разнес в преувеличенном виде слух по городу, дальше сама милиция подлила масла в огонь патрулями и понеслось.