Допускаю, что многое тут может оказаться притянуто за уши, но очень уж мне захотелось исследовать существ, столь часто выступающих в качестве антагонистов героев. Они похищающих принцесс с какой-то не понятной целью, стерегут клады, и при том пленниц своих не едят, а держат в плену и позволяют, чтоб тех успели спасти, да и кладами своими тоже не пользуются. Какие они вообще бывают, кто их родня, где их норы и что же они все-таки едят? На эти вопросы я попытаюсь ответить, покопавшись в разных источниках

«Змей, а ядовитый змей!» © мачеха Золушки
Как доказывают легенды, не все драконы на поверку были только рептилиями. Встречались среди них и антропоморфные существа, чья драконья сущность спокойно соседствовала с человеческой. Например, в одной из былин хтонического героя Святогора называют Горынычем. Это отчество связывает богатыря с еще более хтоническим героем Горыней, а так же и со Змеем Горынычем. Забавно, ведь получается, что у Змея и Святогора как бы одинаковые отчества. А это может означать, что и Змей мог иметь какие-то человеческие черты.
читать дальшеЗмей Огненный
Повадки и внешний облик
Вообще, в славянских мифах Драконы часто имеют антропоморфные черты. Как, например, Огненный Змей. Цикл мифов об этой бестии отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в преданиях, сохранившихся в древнеславянских традициях. В сюжете Огненный Змей вступает в брак с женщиной (или насилует ее), после чего рождается существо змеиной породы. В последствии сын Огненного Змея, как правило, вступает в единоборство с отцом и побеждает его. Огненный Змей — воплощение стихии огня: эта его функция, как и связь с кладами и богатствами, которые он приносит в дом, куда летает (Налетник или Летучий у восточных славян), сближает его с жар-птицей из восточнославянских сказок.
Часто Огненный Змей призывается и в заговорах, как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. В Огненного Змея могут превращаться колдуны.
Змей Огненный — воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если Огненный Змей полюбит девицу, то добьется ответного чувства любыми способами. Привязанность к нему становится неисцелима вовек. «Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу Красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит, сушит себя!» Истинный облик змея был намного страшнее: «голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост — иногда до пяти сажень», «прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени.»
О женщинах, становящихся возлюбленными Змея приводятся разные сведения. Иногда утверждают, что посещает он только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях. Однако и об охмурении девиц говорится не меньше. При этом самого посетителя сторонним людям не видно, но в доме можно услышать его голос; он и отвечает на вопросы, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей. При том здоровье «змеевой жены» резко ухудшается. Пострадавшая начинает худеть и чахнуть пока не умрет или же не покончит жизнь самоубийством (случаи женских самоубийств часто зачислялись на совесть Огненному Змею).
Средства борьбы
Впрочем, от посещения Змея можно было и избавится. Как вариант — обратиться за советом к колдуньям, а уж те укажут, как узнать, кто по ночам приходит: настоящий ли муж или сам нечистый (как очевидно, это для случаев с пропавшими без вести, а не умершими). Одна из проверок проводится за столом с Огненным Змеем, когда избранница угощает его всем, что он приносит и выставляет. Нужно уронить на пол какую-нибудь вещь и затем, поднимая ее, наклониться и поглядеть: не копытами ли ноги, не видать ли между ними кончика хвоста? Если окажется, что прилетевший подлинно нечистый, то, чтобы избавиться от него, надо сесть на порог, очертиться кругом, расчесать волосы и в то же время есть коноплю. Когда же Змей спросит: «Что ты ешь?» — надо отвечать: «Вши». Как утверждают легенды, на такое нечистоплотное заявление Змеи реагируют крайне брезгливо. Могут даже пихнуть в бок или ударит на прощение, но с того случая больше летать не станут.
Для девицы, зачарованной Змеем, существует еще более надежный способ избавиться от его чар. Приводится такой рецепт: надо в безлунную ночь набросать в котел вещих трав: горечавки овечьей, чемерицы, ириса, донника — а под утро окатить себя отваром — и Змей навсегда забудет дорогу к дому. Но следует помнить: травы должны быть собраны только в русальную неделю, не раньше, не позже.
Отпрыски
Ходят повсеместно слухи о том, что от Огненных Змеев женщины рожают детей, но большей частью недолговечных («как родился, так и ушел под пол») или прямо мертвых.
Рождения уродов так же приписываются участию Змея. Причем бабки-повитухи, которые ходили принимать таких детей, зачатых от нечистой силы, рассказывают, что дети родятся «черненькия, легонькия, с коротеньким хвостиком и маленькими рожками»: кикиморы.
Бывали, по словам седой старины, и случаи, что родились от такой любви сразу по двенадцати змеенышей, которые до смерти засасывали порождавшую их на белый свет красавицу. В сказаниях упоминается о таких знаменитых детях, как Змей Огненный Волк и Тугарин Змеевич (противник Алеши Поповича), на которого были перенесены многие черты чудовищного отца.
Змей Óгненный Волк
(Змаj Огньени Вук), Вук Огнезмий, в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (11 в.), к общеславянскому мифу о чудесном герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом образе, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными. Совершает подвиги, используя способности превращаться (себя и своей дружины) в животных.
Тугарин Змеевич
Злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей (Добрыни Никитича и Алёши Поповича). Главный текст о Тугарине — былина о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных её вариантах. Отношение Тугарина к Апраксии и Марине, жене Добрыни, даёт основание сблизить его с змеем-любовником сказок и сербских песен. Имя Тугарин допускает, однако, и другие сближения, например с Змеем Горынычем из «Тугих гор», как называется этот змей в некоторых вариантах былины о борьбе Добрыни с змеем. Так что он вполне может быть родственником (сыном) самого Змея Горыныча.
По материалам:
«Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2»
http://dragons-nest.ru/
http://ru.wikipedia.org/
Расчитываю в скором времени продолжить эту тему и посмотреть знаменитых представителей драконьих